Многоцветный мир вокруг нас

Светлана КАНДЕЕВА

Реализуя идеи, заложенные в Декларации Стокгольмского международного форума по проблемам Холокоста, Дом-музей Анны Франк и Центр еврейского образования Украины в 2003-2004 гг. проводят среди учащихся старших классов конкурс ученических творческих работ «Национальные меньшинства в современном украинском обществе».


Этот конкурс – часть большого проекта, в который входит организация передвижных выставок по городам Украины, посвященных судьбе Анны Франк и судьбам детей, пострадавших в Холокосте на территории Украины, а также проведение семинаров для учителей, создание групп экскурсоводов. Проект охватывает 13 городов и областных центров Украины: Киев, Чернигов, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Симферополь, Одесса, Винница, Хмельницкий, Черновцы, Львов, Ужгород, Луцк.


Главными целями конкурса является: исследование состояния межнациональных отношений в прошлом и в современном мире; воспитание у молодежи основ толерантного поведения, уважения к людям других национальностей и сознательного отношения к национальным проблемам.


Первым в этом году был конкурс в Днепропетровской области – регионе, население которого в определенной степени формировалось за счет экономической миграции. Многие народы, получая льготы, селились на территории нынешней Днепропетровщины: немцы, евреи, ромы. Здесь же пережили они вместе с украинским крестьянством Голодомор 1933 г., трагедию еврейства – Холокост, ставший также трагедией ромов.


Все это нашло отражение в работах школьников. В атмосфере проникновенного сопереживания проходили защиты работ еврейских ребят. Дети откровенно обсуждали проблемы Холокоста и сегодняшнего дня: терроризм, ассимиляцию, антисемитские стереотипы, проблемы «плавильного котла» в Израиле, проблемы абсорбции. Всех потряс горький сивол Холокоста, предложенный Машей Грейдиной, – коллаж, созданный из порванных газетных страниц. «Жизнь человека как бумага, можно порвать, сжечь…», сказала девочка, поясняя суть своей работы.


Тема геноцидов народов Крыма особенно остра на полуострове, где в рамках проекта школьники подготовили много работ, посвященных депортации крымскотатарского народа. Заинтересовано обсуждалась проблема ассимиляции, угроза потери национальной самобытности. Призыв не отрываться от корней – прозвучал очень актуально для представителей всех народов и религиозных конфессий, участвовавших в конкурсе. Именно такой откровенный и заинтересованный разговор существенно способствует сближению народов, учит добру и взаимопониманию.


Особенным по красоте, нарядности, праздничности, щедрости и искренности общения был конкурс в Одессе. Используя методику Устной истории, школьники рассказывали о своих предках, семьях, соседях, живущих в национальных и интернациональных селах. Финал был организован в форме дружеский беседы в специально украшенной комнате дома, которая у болгар называется «кут», а у молдаван – «каса маре».
Гран-при получила болгарская девочка, написавшая и эмоционально презентовавшая свое исследование по истории евреев в Украине.


Молдавские и болгарские ребята, участвовавшие в летнем лагере «Истоки толерантности», рассказали о лагере, формирующем традиции межнациональной дружбы, о воспитании толерантности. И так естественно звучали в финале еврейские песни, которые пели интернациональным хором.
Очень удачно прошел конкурс в Виннице. Особенно интересны были работы и презентации о поляках и ассирийцах. Так, Боржемская Юлия рассказала трагическую историю своей польской семьи, депортированной по национальному признаку с земли, где веками проживали этнические поляки.
Ребята, писавшие об ассирийцах, пригласили на конкурс ассирийских детей, чтобы все смогли своими глазами увидеть их и подружиться с ними.


Большинство работ основано на документальном материале. Школьники работали в архивах, использовали материалы из периодической печати, брали интервью у очевидцев. Очень интересны работы о праведниках, спасавших евреев, ведь Виннитчина занимает особое место в истории Холокоста. Одна из самых трогательных работ – Тараса Венгера из села Соболевка Теплицкого района – «Погибшее местечко». На конкретном примере штетла, украинский мальчик показал, что украинская земля в результате Холокоста лишилась не только многих людей, но целого пласта культуры идишкайта.


Очень большую работу по установлению мест уничтожения евреев и увековечиванию памяти жертв нацизма проводят ученики школы города Бершадь под руководством своего учителя Г.А. Погончика. Работы его учеников Елены Шиндер и Володи Лободы признаны жюри победителями конкурса.


Толерантность детей Подолии имеет исторические корни и историческую ценность. Украинская земля долгое время разделенная границами, родина хасидизма и страшный пример антисемитизма – Проскуровская резня евреев. Все это заставляет молодых людей глубоко задумываться о причинах трагедий и путях их предотвращения. Поэтому представленные работы и выступления были очень серьезными.


Черновцы даже в ряду многонациональных украинских городов занимает особое место. Толерантность для жителей этого города не понятие, а многолетняя реальность. Издавна здесь проживают румыны, немцы, австрийцы, поляки, белорусы, молдаване, евреи, словаки, армяне и другие народы. Вместе – 60 национальностей. Здесь считается нормой владение тремя-четырьмя языками.


Все это многоцветье было представлено на конкурсе. Работы, посвященные жизни различных этнических групп, составляли большую часть конкурса. Очень интересны были работы по реконструкции мест проживания евреев. Наиболее интересные работы представили ребята из румынской, а также польской и немецкой общин. Конкурс в Черновцах был одним из самых масштабных, творческих и удачных.
В целом конкурсы «Национальные меньшинства в современном украинском обществе» имеют колоссальное значение для школьников. Это, прежде всего, знакомство с новыми аспектами истории родной земли, с соседями – представителями других национальностей. Как сказал один из участников: «Мир оказался цветным и интересным».


Важно и то, что ребята овладевают навыками исследовательской и творческой работы (репортажи, интервью, поисковая работа, элементы социологического анализа, попытки мониторинга СМИ), учатся работать с документами, в том числе по методике Устной истории.


А самое главное – понимают, что мир без войны – чудесен потому, что каждый в нем никогда не будет лишен права на жизнь и непрерываемую традицию достоинства и счастья.

До головної сторінки
Контакт