«ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ» ОТДЕЛИЛИ ОТ ЦЕРКВИ

Священник Петр ЗУЕВ

21 декабря в Киево-Печерской Лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. На Соборе был рассмотрен ряд проблем, имеющих непосредственное общественное измерение. Это проблемы политизации церковной жизни и отношения с другими православными конфессиями. «Наша Церковь вне политики, – заявил митрополит Владимир. – Она объединяет людей с различными политическими симпатиями. Единственное, чего она требует, – это чтобы различные политические взгляды не мешали общению во Христе, не нарушали церковного мира».

Казалось бы, подобные этому заявления уже неоднократно звучали из уст церковных иерархов. На этот же раз епископат не ограничился общими декларациями, а отмежевался от конкретной доктрины – так называемого «политического православия». Эта доктрина возникла несколько лет тому назад в фундаменталистских кругах Русской православной церкви и заключается в том, что православный христианин, якобы, обязан участвовать в политической жизни, защищая в ней интересы Православной Церкви.

Политическое православие, пишет один из его идеологов, русский националист Егор Холмогоров, – это «формирование конкретной политической позиции на основании догматики, канонов, нравственного и аскетического учения, истории и историософии Православной Церкви». Как именно можно из вероучения Православной Церкви сформировать «конкретную политическую позицию», Холмогоров и его соратники умалчивают. Однако, как показывает практика, выдуманное Е. Холмогоровым и додуманное Кириллом Фроловым «политическое православие» – это упакованный в «православную» обертку русский национализм, попытка навязать многонациональной Русской православной церкви разрушительную идеологию национального монизма и эгоизма. Деструктивная в самой России, эта идеология особенно опасна сегодня в Украине, где каноническое православие и так, с легкой руки политических демагогов, насильственно ассоциируется с «русской идеей».

Именно этому лишенному универсализма и политизированному «православию» и дал оценку митрополит Владимир: «Так называемое «политическое православие», с точки зрения которого часто выступают некоторые околоцерковные деятели, является крайне опасным явлением, которое уводит людей от православия, каким оно было передано нам Отцами Церкви. Оно разжигает политические страсти, провоцирует непослушание иерархии, вносит вражду в Церковь».
Аналогичную оценку «политическому православию» дал и Архиерейский собор УПЦ. «От полноты Украинской православной церкви мы свидетельствуем, что деятельность организации «Союз православных граждан Украины» не имеет отношения к УПЦ… Мы также осуждаем так называемое «политическое православие», предусматривающее внесение в церковную ограду политических лозунгов, поскольку последнее не соответствует духу Христовой проповеди. Мы считаем деструктивным влияние на церковную жизнь Украины политических и околоцерковных общественно-политических организаций, в том числе заграничных, которые поддерживают антицерковную деятельность г. Валерия Каурова и его сторонников».
Согласитесь, акценты расставлены предельно четко.
Полностью текст см.: http://www.zn.ua/3000/3690/61622/


Священник Сергей ГОВОРУН, глава Отдела внешних церковных связей УПЦ (для газеты «Зеркало недели»):
Собор принял еще несколько положений, которые не только связаны с актуальной ситуацией, но и будут влиять на перспективы развития УПЦ. В частности, Собор осудил так называемое политическое православие. Это – новое явление в современной церковной жизни. Оно предполагает защиту определенных политических взглядов или определенной политической программы на основе односторонней интерпретации определенных максим религиозного происхождения.

Фактически религиозные понятия используются в качестве материала для построения определенной системы политических взглядов. В этом процессе религиозный элемент подчинен политическому. И в этом опасность «политического православия» с точки зрения самого православия. Конечно, это очень удобно для политических сил, ведь религиозные аргументы, как правило, не требуют доказательств, воспринимаясь в качестве аксиом. И потому, присовокупляя аргумент из богословия, канонического права, церковной истории и т.п., очень легко доказывать любую политическую идеологему. По сути, это манипуляция тем, что дорого для религиозного сознания. Именно такие манипуляции осудил Собор епископов УПЦ. Поэтому данное решение имеет долгосрочное значение. Ведь речь идет не только о конкретном лице – Валерии Каурове. Речь идет об определенном отношении к Церкви, богословию, церковной жизни, которое не является корректным относительно Церкви.

Очень важным является и заявление, прозвучавшее в докладе предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира, – Церковь находится вне политики. Известны обвинения, звучавшие в адрес УПЦ во время последней президентской гонки. Собор епископов УПЦ окончательно расставил все акценты в этом вопросе. Заявления о пребывании Церкви вне политики имеют долгосрочные последствия, поскольку нас ожидает еще не одна предвыборная кампания. И вполне возможно, что в будущем еще не один церковный или политический деятель захочет использовать авторитет Церкви с политической целью. Прозвучавшие заявления четко свидетельствуют, что Церковь терпимо относится к различным политическим взглядам своих чад, только бы они не способствовали расколу самой Церкви. Считаю это очень важным заявлением, поскольку оно четко отделяет церковное учение от политической доктрины. Это особенно важно для Украины, где реально существует плюрализм политических взглядов, и люди, являющиеся носителями этих взглядов, хотят принадлежать к одной Церкви.

В докладе предстоятеля УПЦ было сказано, что Церковь заинтересована в таких отношениях с государством, которые базируются на правовых основах, а не на личных симпатиях или антипатиях политиков. Это также еще одно важное утверждение, поскольку оно выводит церковно-государственные отношения в Украине в правовую плоскость, придавая им стабильность, инвариантность в отношении любой политической власти. По сути, речь идет о новой парадигме церковно-государственных отношений, приближающейся к европейским нормам.
Во всех документах, которые рассматривались и были приняты Собором, говорится о трагедии разделения украинского православия. Необходимо отметить, что Собор не впервые именно в такой тональности говорит о церковных разделениях в Украине. Но важно, что именно этот Собор засвидетельствовал: на пути объединения украинского православия все стороны (УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ) должны делать шаги навстречу друг другу. То есть процесс воссоединения не является односторонним. Он предполагает взаимность, готовность идти на уступки и искреннюю настроенность на диалог. Не случайно накануне Собора состоялось символическое событие – визит одного из уполномоченных представителей УПЦ КП архиепископа Димитрия Рудюка к предстоятелю УПЦ блаженнейшему митрополиту Владимиру. Мы также считаем важными обращения, которые были адресованы Собору епископов УПЦ со стороны УАПЦ и УПЦ КП. Собор передал эти обращения на рассмотрение соответствующей комиссии УПЦ, которая, надеемся, выработает конструктивные предложения о продолжении диалога. Очень важно, что эти события произошли без вмешательства политических сил, по инициативе самих Церквей. Это еще раз подтверждает: православные в Украине самостоятельно, без вмешательства посторонних сил, смогут найти пути преодоления раскола.

Архимандрит Евстратий (Зоря), пресс-секретарь Киевской патриархии, для «Портала-Credo.ru»

Решения Собора епископов УПЦ МП, прошедшего 21 декабря 2007 г. в Киево-Печерской лавре, уверен, будут отмечены в истории Украинской Церкви. И отмечены словом «впервые», которое можно добавить к большинству из этих решений.
Впервые обращение к УПЦ МП, составленное Киевским патриархатом, было принято, причем в официальной обстановке, и не просто кем-нибудь, а предстоятелем, а позже – и рассмотрено на Соборе. Причем решение, принятое в отношении этого обращения, было не истерически-погромным, а деловито-сдержанным – передать на рассмотрение специальной комиссии.
В речи на открытии Собора митрополит Владимир впервые отметил, что для преодоления разделения Церкви недостаточно односторонних шагов – движение к единству должно быть обоюдным. Таким образом, пусть и не прямо, но сказано очень важное – требование безоговорочного покаяния уступает место возможности диалога.

Впервые епископы УПЦ МП однозначно заявили, что Церковь – не политический инструмент. Особенно в руках шовинистов, независимо от их национальной принадлежности.
Впервые дана однозначно негативная оценка деятельности околоцерковных движений, практикующих «политическое православие». Это не значит, что православный христианин должен быть социально или политически пассивен. Это значит, что вечный авторитет Святой Христовой Церкви нельзя разменивать на мелочь сиюминутных политических лозунгов. А также то, что Церковь не должна быть инструментом в политической борьбе – будь то внутренней или международной.
В связи с этим в речи митрополита Владимира высказана замечательная мысль – в идеале Церковь вообще не должна ощущать, какие политические силы при власти. Она должна жить в рамках закона, а не зависеть от симпатий чиновников.

Особое внимание было уделено так называемому «Союзу православных граждан Украины» под руководством Валерия Каурова. Его деятельность была признана вредной для Церкви. Таким образом, впервые УПЦ МП отмежевалась от «профессиональных русских патриотов», единственное достижение которых состоит в том, что на кремлевские деньги они годами успешно портили общественную репутацию своей Церкви и всячески ссорили ее с властью. Причем была осуждена не только деятельность Каурова, но и его заграничных покровителей, не названных по имени, но всем известных. И это тоже – впервые…
В целом результаты деятельности Собора позволяют констатировать, что на свои жизненные вопросы УПЦ МП стала давать ответы, в большей мере, чем раньше, продиктованные «украинским» взглядом и собственно церковным, православным духом.

Фото Сергея Пятерикова (http://www.zn.ua/3000/3690/61622)

 

До головної сторінки
Контакт

Copyright Форум Націй © 2004-2007
Дизайн та підтримка- О. З.