ПОРАЖЕНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА?

Анджело ПАНЕБЬЯНКО,
Corriere Della Sera, Италия

Заявление немецкого канцлера Ангелы Меркель о том, что попытки построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалились», стало сенсацией недели не только в Европе, но и далеко за ее пределами. Мультикультурализм – это кредо современного западного общества, его новый «символ веры». Когда о его поражении заявляет глава одной из ведущих западных стран, это равносильно отрицанию Бога римским папой или по крайней мере главой крупнейшей католической епархии.

В мировой прессе заявление Меркель вызвало шквал комментариев – необычное явление для высказываний западных политиков, обычно очень сдержанных на язык.
Испугалась, например, официозная Times of India: «Броские высказывания Ангелы Меркель о полном провале мультикультурализма в Германии симптоматичны для более широкой и очень беспокоящей тенденции, которая охватила всю Европу».

Голландская Volkskrant старается отнестись к высказываниям вдруг сбившейся с тропы политкорректности главной дамы Германии более щадящим образом.

«Фраза о том, что мультикультурное общество в Германии провалилось «абсолютно», еще года два назад стоила бы Меркель карьеры, решила бы ее судьбу навсегда. Сегодня же этой фразой Меркель легитимирует дискуссию на крайне чувствительную тему».

Хороша демократия, где от постыдных поступков политика удерживает только страх загубить карьеру. И где дискуссия на чувствительную тему открывается не письмами рядовых читателей, а отмашкой первого лица: раз он (она) об этом говорит – значит, давайте и мы повысказываемся. Впрочем, от демократии, как и от мультикультурализма, современное потребительское общество отодвигалось с давних пор: богатые и «оседлые» стараются нынче отделить себя от бедных и кочевых.

«Любой человек, не говорящий по-немецки, автоматически становится нежелательным для нашей страны», – заявила канцлер перед весьма ответственной аудиторией – «комсомолом» своей консервативной партии – Христианско-демократического союза…

В Библии слишком много идеалистических до экстремизма фраз, беспокоящих и немецкого бюргера, и российского обывателя, мешающих им спать и наслаждаться плодами вышеупомянутого общества потребления.

Например, такая: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Помня эту фразу, видя ее на иконах каждый день, как-то неудобно соглашаться со следующими высказываниями фрау Меркель: «В начале шестидесятых годов наша страна приглашала к себе иностранных рабочих, и теперь они живут в нашей стране… Мы сами себя обманывали. Мы говорили себе: «Они не останутся, когда-нибудь они уедут». Но вышло совсем по-другому».

Прочтя эту тираду, давайте зададим себе вопрос – что же все-таки «провалилось» в Германии? Мультикультурализм? Демократия? Или что-то другое, выдававшее себя за эти два весьма важных понятия? Напомню, что мультикультурализм предполагает мирное сожительство и сотрудничество в одном обществе людей и общин разных культур. При «классическом» мультикультурализме меньшинства имеют возможность проявлять свои национальные особенности не только у себя дома, но и на улице и в общественной жизни, создавая соответствующие общественные объединения, не скрывая свои религиозные верования и так далее. Мультикультурные общества на самом деле существовали на протяжении всей истории человечества. Мультикультурными были древний Рим и мусульманско-православный Константинополь, Золотая Орда до официального принятия ислама ханом Узбеком, наследовавшая одновременно Константинополю и Золотой Орде Российская империя…

Для всех этих обществ был характерен искренний интерес к культуре «другого». Не «уважение», не «терпимость», а именно интерес. А чем нас старается заинтересовать в «другом» современное общество потребления? Что, нынешние голливудские фильмы, заполонившие ныне кинотеатры по всему миру, раскрывают нам американскую культуру? Они вообще – американские? Да нет, это глобальные, денационализированные страшилки, стрелялки и «ржачки» для подросткового сознания. Общество потребления даже этническую музыку или классическую (то есть великую музыку европейских народов XVII–XX вв.) старается упаковать в «попсовую» оберточку, говоря, что так молодежи будет понятнее.

О литературе в этом обществе говорить вообще не приходится: литературным трудом в нем не прожить, больше всего рекламируются самые глупые или откровенно шарлатанские книги. Литература изгоняется из школьных программ и становится самой нежеланной темой на телевидении и радио. Причина понятна: литература – это самое индивидуальное, самое непредсказуемое, самое человеческое. Она – вечный «неформат».

Самый удобный для современных транснациональных корпораций работник – это на самом деле человек не мультикультурный, а равнодушный.

«В обществе будущего человек будет менять родину так же, как сегодня он меняет компании мобильной связи, – огорошил меня несколько лет назад в начале своей медийной карьеры нынешний редактор журнала «Джентльмен'c квортерли» Николай Усков, тогда еще не ставший телепроповедником новых ценностей. – Всюду один и тот же пакет услуг, один и тот же набор культурных продуктов. Переезд будет определяться только ценой – где-то налоги пониже, где-то недвижимость подешевле».

Всего-то? Похоже, Маркс ошибся, когда писал, что у пролетария нет отечества. Отечества нет как раз у капитала. Потому что пролетарий – это человек, со своими привычками, страхами, ностальгиями. А капитал – субстанция текучая, стремящаяся отвязаться от всех старых привязанностей, преодолеть все преграды, перейти все границы. Нет никакого первоначального капитала, капитал всегда – юн и первоначален. И этот капитал ищет себе соответствующего работника-менеджера – не слишком привязанного к «исторической родине», ищущего лишь набор услуг подешевле. Не слишком много читающего, терпимого ко всем мнениям, а потому не имеющего никаких мнений вообще. Спортивного, с одинаковым удовольствием гоняющего шары в кегельбане в Бангкоке и Берлине, Лондоне и Ленинградской области… И капитал себе этого работника находит.

Беда одна – мультикультурного общества с этим человеком не создашь. С ним можно в лучшем случае создать этнический ресторан с оригинальной концепцией, «запустить проект», «замутить вечеринку». Жить, думать, чувствовать, творить… с ним нельзя.

И когда выходцы с мусульманского Востока сталкиваются с населенными подобными людьми просторами в Германии или в России, они рассматривают эти просторы как духовные пустыни, подлежащие освоению. Естественно, не христианскому и не просвещенческому. Кто же нам в этом виноват? Те же чувства испытывали католические конквистадоры, высаживаясь в языческой Латинской Америке или казаки Ермака, гнавшие на восток «нехристей» Кучума… Средний европейский человек (то есть вышеописанный «нейтральный менеджер») для новых завоевателей – пустое место.

Вот этот-то «нейтральный менеджер», обитатель духовных пустынь и провалился в Германии, а не мультикультурализм. Это он, современный денационализированный и деинтеллектуализированный человек, проигрывает схватку с исламом – и воинственным, и невоинственным.

rian.ru

До головної сторінки
Контакт

Copyright Форум Націй © 2004-2010
Дизайн та підтримка- О. З.