НАМ ПОВЕЗЛО С НИМ

80 лет исполнилось экс-президенту СССР Михаилу Горбачеву. Если за границей Горбачев окружен ореолом миротворца, то в России (как впрочем и в Украине) его перестройка ассоциируется с дефицитом, длинными очередями за продуктами и тяжелейшими экономическими реформами. Двадцать лет спустя это недоверие к последнему советскому лидеру трансформировалось в отсутствие интереса к его личности.

Между тем именно Горбачев ввел парламентские и президентские выборы, и выборы 1989–1991 годов по сей день – самые свободные и справедливые в истории России.

Подход Горбачева – «революционный по содержанию, но эволюционный по методам и форме», по его выражению, – резко контрастировал с историей российских преобразований сверху, в том числе с ельцинской «шоковой терапией». Другая примечательная реформа Горбачева – гласность, обеспечившая фактическую свободу прессы. До сегодняшнего дня большинство россиян не хотят признавать, что к моменту его прихода во власть экономика страны была полностью разрушена, государство прогнило, и Горбачеву хватило мужества наконец признать эту правду и сделать необходимые выводы.

Они предпочитают легенду «о подлом заговоре Запада, жертвой которого стал Советский Союз, когда-то не побежденный на поле боя».

The New Times опубликовал слова дочери Горбачева Ирины Вирганской, сказанные на юбилее отца. Они будут интересны и нашим читателям.

«Пришел ты и сказал, что игнорирование политикой основополагающих человеческих ценностей, прежде всего права на достойную жизнь и свободу, делает ее, политику, аморальной. Это было твое личное убеждение, проистекавшее из твоей человеческой природы, но ты сумел положить это свое убеждение в основу внешней политики, которая, по сути, изменила ход мировой истории в конце XX века, и в основу изменений в собственной стране. Ни разу в жизни я не видела тебя даже просто испуганным. В угаре борьбы никто не задумывался о том, что порой занять одну из крайних позиций – это вступить в противоречие с собственной человеческой сущностью. Ты всегда искал истину реформирования страны между крайними вариантами. Но истина, как и мера, – это та самая грань, проходящая между двумя крайностями, найти которую так же трудно, как пройти по лезвию бритвы.

Ты никогда не был наивен, и я это точно знаю. Говорят, что ты не знал свой народ. Как это? Человек, рожденный и выросший в самом народе, откуда бы тебе быть розово-наивным? Просто это знание не отменяло твоих убеждений и веры в способность народа изменяться к лучшему при других обстоятельствах. Все пошло как пошло, все состоялось как состоялось, так захотели люди: каждый народ в условиях открывшихся шансов сделал свой выбор, использовал новые возможности. Наш путь оказался долгим и тернистым.

У тебя хватило мужества не просто остаться в стране, где тебя фактически свергли, где годами пытаются оболгать не только тебя, но и твою жену, где даже пытались сделать тебя главным ответчиком за деяния коммунистической диктатуры за все 70 лет ее существования, но тебе хватило мужества продолжать делать многое во благо своей страны, да и всех людей. В человеческом измерении ты гораздо сильнее и мудрее своих клеветников и судей.»

Горбачев остается недооцененной, возможно, трагической, но все равно неотъемлемо-важной фигурой в новейшей истории демократизации. Как сказала московский политолог Лилия Шевцова: «Ему не повезло с нами, его народом. Но нам повезло с ним. Правда, нам еще предстоит это осознать».

До головної сторінки
Контакт

Copyright Форум Націй © 2004-2011
Дизайн та підтримка- О. З.