НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Семен БЕЛЬМАН,
главный редактор газеты «Тхия»,
Чернигов

Изучение истории цивилизации или истории народа в библиотеках, университетских кабинетах и школьных классах возможно, но не полно без полевых исследований. Именно их для учителей истории еврейских школ второе лето подряд организует Центр еврейского образования Украины при поддержке бельгийского Мемориального фонда «Ло-Тишках» («Не забудь»).

Участниками нынешней экспедиции стали учителя еврейских школ из 15 городов Украины. Руководителями экспедиции были: директор Центра еврейского образования Украины Яна Яновер, руководитель проекта Раиса Гехтман, заведующая отделом Фонда иудаики Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского Ирина Сергеева и директор Института иудаики Юлия Смилянская.

Прошлогодняя экспедиция была посвящена исследованию еврейских местечек Подолии, нынешняя – еврейской истории Галиции.

Столица Галиции Львов – красивый европейский город, со сложной, почти восьмисотлетней историей, встретил дождливой погодой…

Синагога в Бродах. Почтовая открытка из коллекции Библиотеки народоведения НАНУ, Львов, 1995 г. Фото lvivcenter.org

Для нас, жителей Восточной Украины, несколько странно ехать по улицам имени Степана Бандеры, генерала Чупринки и видеть огромные бигборды, сообщающие, что нынешний год объявлен депутатами Львовского областного совета годом Евгения Коновальца – одного из создателей и первого руководителя ОУН... Справедливости ради замечу, что есть в центре Львова и улица под названием «Староеврейская», и улица имени командира еврейского ударного батальона Украинской Галицкой армии («Жидівський курінь» УГА) Лямберга.

Население Галиции, и в частности Львова, всегда было полиэтничным, а тремя доминирующими национальными группами – украинцы, поляки и евреи. Евреи начали появляться в Галицком княжестве в XI–XII вв. В XIV в. они основали общины во Львове и Галиче, а к концу XV в. – еще в 14 городах края. Создание еврейских общин поощрялось польскими королями и шляхтой. Евреи способствовали расцвету края: наряду с активной торговлей, они изготавливали одежду и предметы утвари, украшения, выделывали кожу. Существовали еврейские ремесленные цеха.

Переход Галиции под власть Австрии в XVIII в. сказался на социально-экономическом укладе еврейского населения. Законы о евреях 1772–1781 гг. значительно ограничили общинную автономию.

Указ императора Иосифа II «О терпимости» (7 мая 1789 г.) уравнял евреев в правах с прочими гражданами, но одновременно подтвердил прежние ограничения еврейской жизни и ввел ряд новых – увеличение подушной подати и брачного налога, запрет на проживание в деревнях и занятия арендой, мелкой торговлей, шинкарством и т. д. Указом вводились воинская повинность, обязательное начальное образование на немецком языке, использование немецких фамилий, юрисдикция государственного суда.

Через 150 лет, в 1918 г., Галиция вновь стала частью Польши, а в 1939 – вошла в состав Украинской ССР. Исторические перемены тем не менее сохраняли ее как один из крупнейших центров еврейства в Восточной Европе.
Синагога в Бродах сегодня.
Фото fotki.yandex.ru/users/emazko

Наш курс на северо-запад – в Жолкву, город, расположенный в 30 км от Львова. Читателям небезынтересно будет узнать, что с 1951 г. по 1992 г. он носил имя Нестерова – знаменитого русского летчика, основоположника высшего пилотажа (петля Нестерова), погибшего в 1914 г. в воздушном бою в небе над Жолквой и впервые в мире применившего в практике военной авиации воздушный таран. Но это будет потом. А за 350 лет до этого, в середине XVI в., польский король дарит селение Винники Станиславу Жолкевскому, который для защиты своих родовых земель от набегов турок и татар решает построить здесь город и замок – резиденцию шляхтича, в честь которого он и был назван.

Евреи начали селиться в Жолкве в конце XVI в. Через 20 лет, в начале XVII в., из 288 дворов 80 были еврейскими. При приближении войска Б. Хмельницкого тысячи евреев-беженцев из окрестных местечек укрылись в Жолкве и участвовали в защите города от казаков.

Вторая половина XVII в. была временем процветания еврейской общины города. В 1692 г. здесь открылась еврейская типография, способствовавшая развитию еврейского книгопечатания в XVIII–XIX вв. А за пять лет до этого, в 1687 г., король Ян Собеский дал разрешение на строительство великолепной укрепленной синагоги. Евреи ее так потом и называли – «Собески шул». Синагога просуществовала 254 года, оставаясь центром еврейской жизни города вплоть до 1941 г.

Вообще евреи Польши строили много синагог, и католическая церковь постоянно жаловалась, что «евреи понастроили себе в королевских городах синагог каменных и обширных, красивее костелов и домов». В разрешении на строительство непременно оговаривались размеры синагоги, ее оформление, вид строительного камня. Кроме того, синагоги не должны быть выше и красивее костелов, поэтому синагогу в Жолкве запретили красить с внешней стороны.

Входная дверь несколько «утоплена» и похожа на вход в подвал. Таким образом, опуская пол, достигали зрительного эффекта высоты стен. Синагога в Жолкве входила в сотню европейских синагог, располагавших собственной тюрьмой, куда по решению еврейского суда заключались евреи, нарушившие законы.

Мацева на кладбище в Буське

Многие синагоги входили в систему фортификационных сооружений городов и были оборонного типа. С четырех сторон они снабжались бойницами, имели на вооружении пушки, которые перемещали по рельсам, проложенным по крыше за бойницами, и располагали «людьми, способными к обороне». В Польше евреям разрешалось носить оружие, и они обязаны были оборонять определенный участок крепостных сооружений. Синагога в Жолкве была еще и пограничным постом на пути казацких и татарских набегов. Стены синагоги «Собески шул», одной из самых больших синагог в Польше, толщиной два метра двадцать сантиметров, выдержали не одну осаду. Устояли они и в годы Второй мировой.

В июне 1941 г. немцы оккупировали город. Большая часть пятитысячного еврейского населения (3200 человек) до ноября 1942 г. была отправлена в лагерь смерти Белжец, оставшаяся – заключена в гетто и уничтожена в марте 1943 г. Ко времени вступления в Жолкву советских войск в городе проживало около 70 евреев. Это все, что осталось от 50% населения.
Находясь на экскурсии в замке, мы спросили у местного гида о судьбе евреев Жолквы и о том, как сегодня формируется историческая память. Он ответил, что сегодня в Жолкве евреев практически нет, возможно, есть две-три семьи. «В трагедії Голокосту були задіяні і українці, – сказал он и добавил – ну, люди бувають всякі»... Порадовало нас сообщение о том, что по согласованию с еврейскими организациями Львова в Жолкве планируется открыть музей еврейской культуры Галичины.

Броды – второй по значению после Львова город Галиции. Первые данные о существовании в Бродах еврейской общины относятся к концу XIV в. Между прочим именно отсюда разошлись по миру все Бродские – знаменитые (украинские сахарозаводчики и русский поэт) и неизвестные. В 1648 г. в Бродах проживало около 400 еврейских семей. В том же году бывший преданный полковник Войска Польского и польской короны, а тогда гетман Запорожского войска, поднявший восстание украинских казаков против польского владычества Богдан Хмельницкий подошел со своим войском к Бродам, но поляки и евреи отстояли замок. В 1699 г. владелец города Якуб Людвик Собеский, сын короля Польши Яна Собеского (того самого, чье имя носит синагога в Жолкве), разрешил евреям селиться во всех районах Брод и заниматься любыми промыслами и торговлей, ставшей со временем почти исключительно еврейской сферой деятельности.

Во многих городах Галиции евреи обязаны были обустраивать рыночную площадь. Отметим, что и сегодня в Жолкве, Бродах, Буське и, видимо, других галицийских городах центральные площади или улицы, прилегающие к ним, называются «Площа Ринок». Места жительства евреев в городах ограничивались, а права и обязанности формулировались в «привилегиях». Евреи сохраняли традиции, религию, уклад, ограничения, налагаемые властью, сдерживали процессы ассимиляции (хоть и не предполагали таких последствий).

1 июля 1941 г. подразделения германской армии заняли Броды. А дальше происходило все то, что повсеместно с евреями Галиции – гетто и лагерь уничтожения. А вот синагогу в Бродах немцы так и не смогли взорвать, ведь толщина ее стен была 2,75 метра.

С 1942 г. в районе Брод действовала еврейская молодежная боевая организация, которую возглавляли бывший военнослужащий польской армии С. Вайлер и Я. Линдер. 17 мая 1943 г. два эсэсовских батальона, подразделение полевой жандармерии и рота вспомогательной украинской полиции окружили партизанский лагерь. После тяжелого боя, продолжавшегося до середины дня 19 мая, части партизан удалось прорвать кольцо окружения, но 33 человека, в том числе и Я. Линдер, погибли. После этого боя, в мае 1943 г. тысячи евреев Бродского гетто были депортированы в Майданек, а само гетто – ликвидировано.
Последним городом, который посетила наша группа, был Буськ, находящийся в 51 км от Львова.

В центре Буська мы подошли к зданию синагоги. Одна часть здания используется сегодня как жилой (!) дом. Я приоткрыл массивные двери и заглянул в коридор. Там сидели мужчина и женщина средних лет и мальчик лет десяти. «Вам відомо, що було розташовано в цьому будинку раніше?» – спросил я их. «Ні», – ответила женщина. А потом спохватилась и как-то радостно сказала: «Знаю. Жиди». Неприятно такое слышать, но что поделаешь – это реальность. Вторую половину синагоги выкупили евангельские христиане. Вообще, эта часть здания сохранила все атрибуты синагоги: прекрасный молитвенный зал, на стенах вылеплены свитки Торы. Сейчас христиане там делают прекрасный ремонт и будут использовать это помещение как молитвенный дом. Не знаю, плохо это или хорошо. Наверное, хорошо. Во всяком случае, в городе евреев уже давно нет, а здание как память о людях, веками живших в этих краях, сохранится. Да и использоваться оно будет для молитвы.

Рассказ о самом Львове требует даже не отдельной статьи. Тема «Евреи во Львове», городе, где на каждом шагу мы встречали бесчисленные материальные свидетельства присутствия еврейского этноса на протяжении многих столетий, – бесконечна. А прекрасное введение в еврейский Львов произошло с помощью директора львовского «Хэсэда Арье» Ады Диановой, библиотекаря Ольги Фадеевой, а также знатока города, экскурсовода и великолепного рассказчика Ольги Лидовской.

Когда мы еще только приехали во Львов, нас встречали в кошерном еврейском ресторанчике под названием «Иерусалим». Напротив, прямо через дорогу, возвышалось великолепное белоснежное здание с надписью позолоченными буквами «Державна прикордонна служба Західного реґіону України». «Посмотрите, Семен Григорьевич, – сказал мне директор Черниговской воскресной еврейской школы Александр Чеван. – Вот, оказывается, где проходит граница между Украиной и Израилем!» Это была, конечно, тонкая шутка. Но в то же время, это подмеченное невольное соседство, совершенно невозможное еще в недавнем прошлом, можно рассматривать как эпизод многовековой истории Украины.

До головної сторінки
Контакт

Copyright Форум Націй © 2004-2011
Дизайн та підтримка- О. З.